Версия для слабовидящих

От автора

avatar2763_4
После непродолжительного перерыва сайту Екатериноградской школы была дана новая жизнь.
Обновились внешний вид и содержание ресурса. Помимо старого материала, взятого из
сайта ekaterinashkool.narod.ru, появились свежие новости, документы, фотографии.
Б
езусловно, веб-сайт будет изменяться и дополняться, рассказывая вам на своих страницах о школьной жизни.
Надеюсь, что появится много нового материала, который школа будет публиковать,
а Вы - читать и оценивать.
С уважением, Ренат.

Согласие на обработку файлов cookie

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

 

Организация

питания

Нравственное воспитание

Консультация для родителей:

«Особенности процесса нравственного воспитания учащихся»

Нравственное формирование личности - сложный и многогранный процесс, осуществляемый под воздействием различных факторов и условий. Подрастающее поколение развивается под влиянием внешних и внутренних воздействий. Все, с чем соприкасаются дети, - люди, вещи, явления окружающей жизни - накладывает отпечаток на их поведение, на их моральный облик.
Нравственное воспитание в школе должно быть ориентировано на требования нашей жизни не только в настоящем, но и в будущем. Важным разделом является воспитание морально-волевых черт характера: честности и правдивости, нравственной чистоты, простоты и скромности в общественной и личной жизни, уважение к старшим.
Уже с детства следует воспитывать нетерпимое отношение к несправедливости, нечестности, к отрицательным качествам и поступкам, которые мешают строить новое общество.
Необходимость нравственного воспитания детей обусловлена несколькими причинами.
Во-первых, дети не рождаются нравственными или безнравственными. Они становятся такими в процессе целенаправленного воспитания.
Во-вторых, для освоения нравственного опыта, дети нуждаются в постоянной помощи взрослых, педагогов, уже владеющих этим опытом. Личный опыт детей весьма узок, ограничен. Отсюда необходимость в систематическом воспитании, направленном на формирование положительных моральных качеств и на преодоление отрицательных. Любые качества личности, уровень ее интеллектуального развития, физическое совершенство, силы воли имеют положительный социальный смысл лишь в сочетании с нравственным развитием личности.
Педагогу важно разобраться в том, как нравственное воспитание влияет на развитие воспитанника, как ученик изменяется, поднимается на новую ступеньку нравственного совершенства. Это можно понять, если расчленить целостный процесс нравственного воспитания на отдельные звенья и рассмотреть каждое из них.

1.В младшем школьном возрасте, в период собственного нравственного развития детей, нравственная сфера претерпевает дальнейшие изменения. В начальной школе дети сталкиваются с тем, что они постоянно должны следовать моральным правилам и нормам, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Младшие школьники должны постоянно учиться применять данные правила и нормы во взаимоотношениях с учителями, другими взрослыми, сверстниками. Дети младшего школьного возраста психологически готовы к пониманию смысла всех нравственных норм и правил. В этом возрасте происходит становление таких нравственных чувств, как чувство товарищества, долга, коллективизма, способности к сопереживанию, эмпатии.
Но нравственному развитию младшего школьника присущи возрастные изменения. На этом возрастном этапе дети еще не способны к выработке собственных нравственных убеждений. Усваивая моральные требования, младший школьник продолжает полагаться на авторитет родителей, учителя, более старших учащихся. Относительная несамостоятельность морального мышления и большая внушаемость младшего школьника обуславливают его легкую восприимчивость, как к положительному, так и к отрицательному влиянию.
Начиная с подросткового возраста, основными движущими силами нравственного развития, выступают биологическое взросление и социальное научение. Биологическое развитие является необходимой основой нравственного развития подростка.

2. Наибольшее значение для нравственного развития в подростковом возрасте приобретают идеалы. Их формирование тесно связано с интересом к нравственным качествам людей, их поступкам, взаимоотношениям друг с другом. И если первоначально идеалы возникают у ребенка непроизвольно, без сознательного поиска, то уже в старшем подростковом и юношеском возрасте ведется активный поиск людей, образы которых соответствуют нравственным стремлениям и служат опорой нравственного поведения.


3. В старшем школьном возрасте нравственное развитие характеризуется появлением следующего нового функционального образования - нравственных убеждений, представляющих сплав соответствующих знаний и чувств. В убеждениях находит свое выражение проанализированный жизненный опыт школьника. Это делает их убеждения специфическими мотивами поведения и деятельности школьников, придает поведению большую устойчивость, последовательность и гибкость. С возникновением убеждений сначала перестраиваются, а затем полностью исчезают идеалы, воплощенные в образе конкретного человека. Вместо единичного конкретного образа возникает некий собирательный идеал.
У старшеклассников появляется возможность сознательно управлять своим поведением, стремиться к воспитанию у себя качеств, которые соответствуют их моральным взглядам и убеждениям. Стремление старшеклассников к моральным знаниям обусловлено интересом к собственной личности.
Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознания себя в качестве элемента социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. Решая проблему смысла жизни, старшеклассники задумываются не сколько над вопросом "кем быть?", сколько над вопросом "каким быть?".
Основные процессы формирования нравственного развития:
Формирование нравственного сознания
Уровень нравственного сознания личности определяет ее поведение и деятельность. Процесс формирования сознания длительный и сложный, он начинается задолго до поступления ребенка в школу с формирования первоначальных представлений об обществе, взаимоотношениях близких людей.
Формирование навыков и привычек поведения
Действенность педагога во многом зависит от того, насколько школа заботится о формировании полезных навыков и привычек поведения.
Навыки и привычки могут быть сформированы в результате механических тренировок. Но этот путь является менее эффективным. Ребенок не хочет рассматривать себя только как явление педагогическое, хотя он и знает, что его воспитывают взрослые. Более того, он сопротивляется воспитанию, если оно состоит только из поучений и приучений.
Значительно более эффективным путем формирования привычек является педагогически продуманная жизнь ребенка. В школьной жизни, целесообразно организованной педагогом, многие полезные привычки поведения формируются незаметно для самих школьников.
Формирование устойчивых убеждений - важнейшая задача современной школы. Нашим детям нужны глубокие идейные убеждения, которые рождали бы сильные чувства, проявлялись в поступках, делах. Такие убеждения могут возникнуть в том случае, если они не только продуманы, прочувствованы человеком, но и пережиты им, подтверждены его личным опытом. Поэтому правилом деятельности школы по нравственному воспитанию должно быть не только разъяснение определенных норм, но и создание условий, в которых бы дети могли проверить свои взгляды, отточить их, убедиться на опыте в их правильности.
Важно, чтобы школьник осознал, принял эти убеждения. Только в этом случае они могут стать мотивом его поведения. Мотив - это осознанное побуждение, это сила, которая двигает, направляет поведение человека. Без соответствующих мотивов не закрепляются нужные формы поведения, не формируется то или иное нравственное качество учащегося как активиста, общественного деятеля.
Формирование внутреннего идеала
С формирование идеала тесно связано возникновение таких особых нравственных чувств, как самоуважение, чувство собственного достоинства, которые становятся важными мотивами поведения и средствами самоконтроля. Таким образом, суть данного этапа нравственного развития заключается в том, что нравственный образец, который раньше был дан ребенку извне, теперь представленный в форме идеала, становиться внутренним.
Формирование нравственных чувств
Огромное влияние на поведение учеников оказывают чувства. Опора на чувства в воспитании повышает его эффективность. Воздействие на чувства детей неизмеримо и представляет собой наиболее сложную область в нравственном воспитании.
При определении способов воздействия на чувства ученика необходимо иметь в виду, что воспитание чувств протекает главным образом по пути изменения и дальнейшего совершенствования имеющихся у ребенка чувств. Нельзя, например, прямо поставить перед учеником цель - испытать чувство восхищения поступком своего товарища или литературного героя. Для возникновения необходимого чувства важно создать соответствующую обстановку, при которой у ученика могут возникнуть те или иные переживания. Можно, например, много говорить о родной природе в стенах школы и не вызвать у детей чувства восхищения ее красотой и величием. А вот ряд экскурсий в природу, постановка перед детьми задачи найти наиболее красивые места, сфотографировать их, оформить монтаж приводят к возникновению у детей чувства любви к природе. В данном случае учитель не только вызывает благородные чувства, но и способствует их закреплению.
Яркая, богатая жизнь коллектива, хорошо организованная педагогом, является основой для формирования высоких нравственных чувств: любви к Родине, чувства долга перед коллективом.
Нравственное воспитание - непрерывный процесс, оно начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И тем не менее это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Для хода воспитания важно знать и его результаты, которые лучше всего подводить за какой-то определенный отрезок жизни.
Поэтому важно с первых дней обучения детей в школе, в ходе постоянного общения с ними на уроках, по внеурочное время, в беседах с родителями определить этот уровень. Но это не должно приводить к перерыву, остановке в нравственном воспитании. Используя новые возможности школьного обучения: изменение характера и организации деятельности, обогащение знаний учащихся, педагоги стремятся к расширению и углублению нравственного опыта детей, их нравственных представлений и понятий. Работая со всем коллективом, педагог не должен не упускает из виду отдельных учащихся. Заметив положительные черты и свойства в том или ином ребенке, педагог должен стремиться развивать и совершенствовать их. Свои усилия педагог должен координировать с родителями и таким путем не только решать задачи, стоящие перед обучением, но и подготавливать условия для дальнейшего нравственного воспитания детей. 

18.05.2013г.
Социальный педагог: М.В.Звягинцева

 

Обновлено 18.05.2013 12:24  

Благодарности

CMS JOOMLA взята с сайта joomlaportal.ru
Фотогалерея и гостевая книга: Phoca
Форум: Kunena Шаблон: Simplate

Про авторские права

www.ekaterinaschool.ru. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение,
распространяемое по лицензии GNU/GPL. © 2010

Пишите письма

По техническим вопросам: rent@inbox.ru
По вопросам работы школы и размещения материала на сайте: ekaterinashсool@mail.ru